Иногда бывает, что к тебе в руки попадает вроде бы новая информация по
какой-то актуальной теме. Садишься писать заметку и вдруг понимаешь, что
слова упрямо отказываются складываться в предложения. Потому что ты не
понимаешь, зачем его пишешь.
На днях я писала очередную главу повести «Интернет-сообщество борется за
поправки к закону о защите детей от вредоносной информации». К тому
самому закону, который про создание реестра сайтов, содержащих детскую
порнографию и пропаганду наркотиков с самоубийством. Интернет-сообщество
же уже второй месяц борется за поправки к нему, так как закон в его
нынешнем виде допускает блокировку целой соцсети за один блог человека,
одержимого идеей суицида или педофилии.
Пишу я про все эти ужасы, про то, как из-за одного
нехорошего провокатора целый город может остаться без благ цивилизации —
Twitter, Facebook, Livejournal, «ВКонтакте» или «Одноклассников». И
вдруг понимаю: а что плохого, если город без них останется? За что мы
боремся, кроме 140 символов и картинок с котиками?
В московских кафе все чаще можно наблюдать, как группа людей за одним
столиком сидит часами, не обмениваясь практически ни единым словом и
уткнувшись в телефоны, на которых бесконечно прокручиваются ленты
Twitter.
— А у меня тут вот вчера на работе…
— Помню, читал у тебя в блоге. Ой, смотри, Собчак фотку лошади повесила… Все сошли с ума!
— Да что сошли с ума, ты глянь на твиты Навального, он котиков вешает целый день.
— Ой, где?
— Да я ретвитнул, глянь.
Потом приходишь домой и зачем-то делишься со всем окружающим миром
фактом отсутствия в твоем холодильнике говяжьих котлет. Ты читаешь,
читаешь, читаешь эту бесконечную ленту, из которой узнаешь, что один
твой друг — впрочем, не друг, а френд — сейчас сидит и пьет в баре
«Бурбон-стрит», другой высокопарно описывает свое плохое настроение в
мегафилософских мыслях «Это лето умерло, не дожив 10 дней до
естественной смерти». Вдруг френдлента взрывается «Гол!!!». Ты
ретвитишь, потом для верности постишь в Facebook фоточку спортсменов.
Ты совершенно разучился подолгу быть один. Френды присутствуют в твоей
жизни постоянно. Ты сидишь дома один и смотришь в окно. Ты думаешь о
чем-то, но соблазн перестать думать слишком велик. Одиночество — явление
сложное. Проще открыть френдленту, погружаясь в чужие и чуждые тебе
жизни. Заодно откомментируешь сообщения людей, которые живут с тобой и
сидят в соседней комнате.
Пытаешься сесть почитать книжку, прерываясь каждые 15
минут — не случилось ли чего, не назвал ли кто-то кого-то плохим словом
в Twitter и не пропустил ли ты в Facebook фоточку серенького котика в
позе лотоса или, не дай бог, не увидел в первые доли секунды мегановость
о согласовании очередной акции.
Бросаешь книжку, звонишь по телефону старой подруге. Когда-то вы с ней
сошлись именно потому, что любили стихи. После института вы могли гулять
или сидеть в кафе часа по четыре подряд, цитируя на память то Цветаеву,
то Бодлера, то Мандельштама. Обсуждали, в чем смысл и счастье жизни,
делились радостными и грустными новостями. Потом вы завели себе ЖЖ, и
новостей в разговорах стало меньше: их вы уже знаете, потому что каждые 5
минут обновляете френдленту. Чуть позже или в то же время вы стали
ругаться: как ты могла еще не откомментировать мои отпускные фото
«ВКонтакте»? Ты не заметила, что я обновила страницу профиля?
Стихи вы уже не цитировали и обсуждали не вопросы разводов, свадеб и
смысла жизни, а чужие посты в ЖЖ, потому что нельзя быть такой дурой,
как эта Радулова, а Тема Лебедев все-таки крутой дизайнер — видела,
какие дурацкие вещи ему люди присылают? Бодлер и Цветаева отступили, но
теперь вас окружила вся эта непонятная толпа не друзей, а так, людей с
прикольными картинками и провокационными рассуждениями, с которыми никто
не согласен.
А еще чуть позже началась эпоха Twitter. Добавляйте друзей, следите за
жизнью знаменитостей, заводите новые Twitter-знакомства, отмечайтесь в
местах, которые вы посещаете! Разговоры на 140 знаков, воскрешающие в
памяти книгу «451 по Фаренгейту» ныне покойного Рэя Брэдбери. Помните,
там люди за большие деньги покупали себе телевизоры во всю стену, а по
ним шло бесконечное реалити-шоу «Родственники»? Какие-то Мэри, Алексы,
Элис — актеры в бесконечном сериале, в котором иногда они обращались с в
сторону зрителя, который мог даже «поучаствовать» в разговоре, отвечая
людям по ту стороны экрана. В той книге еще были люди, превратившиеся в
живых кукол-созерцателей этой бесконечной псевдожизни, не способные
отвлечься от нее даже на минуту и вспомнить, где они в первый раз
встретились с мужем или женой. Книги в том мире свелись к комиксам и
анонсам телепрограмм, а те, которые могли извлечь людей из растительного
состояния, и вовсе были запрещены.
Сейчас пришла новая мода на ленту Instagram. Сообщения не нужны вовсе:
размещай свои фото, комментируй чужие, не забывай обновлять каждые пять
минут — пропустишь котика или трещину в асфальте. Жизнь-комикс — это
модно. О тебе при этом известно все: где ты бываешь, живешь, что любишь и
что не любишь. Тебе самому это приятно?
А главное, зачем все это? Зачем писать «жизнь отвратительна» тысяче
безликих френдов, если можно позвонить одному другу и сказать «Мне
грустно. Поговори со мной». Зачем получать на день рождения поздравления
от тысячи незнакомцев, если тебе нужно, чтобы поздравили 10 важных для
тебя людей? Какой смысл упражняться в остроумии на 140 знаков, если все
равно не смешно? Наконец, ок, ты вышел на акцию и тебе важно понять, где
она проходит сейчас. Позвони знакомому, заодно спроси: «Вам там
страшно? Ну держитесь, а я сейчас подъеду».
Да, благодаря соцсетям мы узнали много новых историй в
предвыборную кампанию о том, как власть пользуется админресурсом, а
факты фальсификаций выборов стали достоянием общественности. Еще через
соцсети можно мгновенно получить рецепт борща, телефонный код Италии и
кучу других прелестей.
Реагировать на такие рассказы, впрочем, тоже легко: ретвитни — и ты герой, ты причастен к борьбе.
В книге Брэдбери люди-растения тоже отвечали своим «родственникам» с
экранов телевизора «Да», «Ты прав» и переживали за них. До тех пор, пока
на их дома не упали ядерные бомбы, а телевизионные стены не
превратились в зеркала, перед которыми люди в последний миг своей жизни
увидели себя — в одиночестве.
Екатерина Винокурова GAZETA.RU