Интеллектуальная игра «Четыре Четверти» берет свое начало в 1991 году. К тому времени уже существовало множество подобных игр, самые известные из которых - «Что? Где? Когда?», «Брэйн-ринг», «Счастливый случай». Но в чистом виде ни одна из них нам не подходила. Хотелось создать некий симбиоз, в котором бы гармонично сочеталось лучшее из вышеперечисленного. В результате появилось «Интеллект-шоу». Это самое первое название. Сначала отдельные игры между классами, но уже в конце первого сезона мы избрали форму чемпионата школы. Правила обновлялись каждый год. Вместе с ними изменялась система подсчетов баллов. Ко второму сезону мы пришли к командной игре (6 человек, включая Капитана).
В первое время акцент ставился и на слово «шоу». Но постепенно перевесила игра, и сейчас это зрелище больше спорт, нежели развлекаловка. Хотя, наверное, что-то из прежних наработок следовало бы использовать. Например, ритуал послеигрового обмена подарками: капитаны жмут друг другу руки, объявляют лучшего игрока противоположной команды, и вручают ему свой приз. Очень важно напоминать играющим, что это всего лишь игра, и нужно уметь достойно проигрывать. Естественно, выиграет только одна команда. И любое, даже самое обидное поражение – не повод для обид, мести, и т. д. Несколько строк о судействе. Поначалу у нас существовал арбитраж, состоящий из руководителей команд (взрослых). Теперь его нет, ибо споры он не разрешал, а лишь усугублял. Ведущему интеллектуальной игры придется взвалить на себя и груз подготовки вопросов, и организационные дела, а главное, стать истиной в последней инстанции. Все спорные вопросы вы решаете сами, твердо и без колебаний. Разумеется, это решение призвано быть максимально справедливым. В то же время реплики из зала, демонстративные протесты во время игры не должны приниматься во внимание. Если команда отказывается продолжать игру в знак несогласия, ей присуждается техническое поражение. Переигровки не допускаются! Нельзя не сказать о поощрении победителей. Ибо награды – неотъемлемая часть игры. Как это делается у нас? Каждый игрок каждой команды вносит определенный взнос. Как правило, это небольшая сумма, посильная любому школьнику. На эти деньги приобретаются призы. В основном, сладости. В финальной игре за каждое заработанное очко команда получает шоколадный батончик. За победу – коробку конфет, либо несколько шоколадок. Вице-чемпион также не остается без подарков. Кроме того, команда-победитель награждается Дипломом и переходящим вымпелом «Чемпион школы по игре «Четыре Четверти». В общем, всё зависит от финансовых возможностей. Если деньги есть, то можно и не привлекать взносы. Но в любом случае, о награждении забывать нельзя.
Это, наверное, самое слабое место всех интеллектуальных игр. Даже в телепрограммах случаются проколы, что уж говорить о школьных состязаниях. Во-первых, уровень сложности. При составлении вопроса иногда тяжело его оценить. То, что вам кажется элементарным, вызывает у детей большие трудности, и наоборот. И все же перед тем, как «засветить вопросы» постарайтесь максимально точно определить их сложность, и разделите на категории.
Категории сложности вопросов: * - вопросы для детей 10-12 лет ** - вопросы для детей 13-14 лет *** - вопросы для детей 15-17 лет
Во-вторых, избегайте вопросов справочного характера. Например: «Столица Аргентины» и т. п. Вопросы должны побуждать к логическому мышлению, а ответ - лежать на поверхности. Игрокам останется только додуматься до него. В-третьих, ответы на вопросы обязаны быть достоверными и точными. Если сомневаетесь, лучше перепроверьте. Да и сам вопрос не должен содержать дуалей. Например, «Зимой и летом – одним цветом». Можно привести тысячи ответов, считающихся правильными. Вопросы мы группируем по четырем областям знаний, и помечаем их соответствующим цветом.
Каждая игра «Четыре четверти» - это поединок двух команд. В команде 6 основных игроков (включая капитана) плюс 3 запасных. По определенному сигналу (гонг или позывные) начинается игра. Ведущий приветствует игроков, рассказывает о командах (статистика). После этого начинается собственно игра. Все игры турнира делятся на два вида – отборочные и финальные.
Отборочная игра ведется до 5 очков и состоит из четырех этапов («четвертей»): 1.«Наборщик». За игровой стол приглашаются по одному представителю от каждой команды. Перед ними транспарант с написанным словом. Задача: из букв этого слова составить как можно больше новых слов. При этом в каждом последующем слове можно повторно использовать буквы исходного слова, но нельзя в одном и том же слове использовать дважды и более раз букву, если в исходном она одна. Например, исходное слово «колос». Правильно: кол, сок, лоск, соло. Не правильно: кокос, коса. Используются только нарицательные существительные именительного падежа единственного числа. Заранее оговорите язык выполнения задания: исходное слово по-украински, производные также по-украински. Исходное слово по-русски – производные по-русски. На выполнение задания отводится 90 секунд. Подведение итогов: Сравниваются результаты участников: одинаковые слова вычеркиваются, а остальные подсчитываются по количеству слогов. Например, исходное слово «колос». Кол – 1 балл, сок – 1 балл, лоск – 1 балл, соло – 2 балла. Итого 5 баллов. Участник, набравший большее количество баллов, приносит своей команде 1 очко. 2.«Верю - не верю». Команды заранее готовят друг другу по 5 вопросов, имеющих два варианта ответов: «верю», «не верю». Представитель одной команды задает соперникам вопрос. Противоположная команда совещается не более 10 секунд, и дает ответ. Игрок, задававший вопрос, комментирует ответ: «ответ верный», либо «ответ не верный». В случае правильного ответа команда получает 1 балл. Затем задает вопросы другая команда. Подведение итогов: та команда, у которой больше правильных ответов, получает очко. Если количество правильных ответов у обеих команд равное, то обе команды получают по одному очку. 3.«Перевертыши». Командам одновременно задаются 5 фраз-перевертышей, т.е. таких, в которых все слова заменены антонимами. Обычно это строки из песен, стихотворений, пословицы, поговорки, крылатые фразы, названия книг, фильмов, песен, передач и т.п. Важно, чтобы в оригинале фраза была известна. Например, перевертыш: «Черная луна джунглей» Оригинал: «Белое солнце пустыни». Время на обдумывание - до 30 секунд. Команда, поднявшая руку первой, получает право первого ответа. Если ответ верный – команда зарабатывает один балл. Если ответ не верный – команда-соперник имеет право дать свой вариант ответа. Подведение итогов аналогично предыдущему этапу. 4.«Суперигра». Здесь задаются конкретные вопросы конкретной команде. Право первого вопроса получает команда, имеющая меньшее количество очков. Команда выбирает область знаний. Их четыре: красный цвет – «всякая всячина», желтый цвет – «искусство», зеленый – «естествознание», синий – «филология». На обдумывание вопроса 30 секунд. За верный ответ команда получает одно очко. В случае неверного ответа в команде происходит замена одного игрока на запасного. Таких замен может быть три. При последующих неверных ответах игрок выбывает без замены. Если на поле остаётся один капитан, и он даёт неверный ответ, то игра останавливается с текущим счётом и соперник объявляется победителем. В случае неверного ответа команда-соперник имеет право дать свой ответ, но при этом, если ответ окажется верным, команда получает очко, если же ответ не верен, команда лишается одного заработанного очка. Понятие «сюрприз». Ведущий заранее объявляет, что в одной из областей знаний спрятан сюрприз. Команда, которая первой выберет вопрос соответствующего цвета, получает право на «сюрприз». Выбор цвета производится вслепую. Выбрать «сюрприз», значит бросить кубик, грани которого имеют определённое значение: • две зелёные грани – плюс одно очко. • одна красная грань – минус одно очко. • две грани «?» – вопрос из этой области знаний. • одна грань «Ш» – «шанс», т.е. ещё одна попытка бросить кубик. Как только одна из команд наберет пять очков, игра останавливается, и команда объявляется победителем.
Финальная игра ведется до 7 очков. В ней, помимо четырёх уже описанных этапов («четвертей») содержатся два других. 1.«Наборщик». (см. «отборочная игра»). 2.«Верю-не верю» . (см. «отборочная игра»). 3.«Эрудит-лото». Командам одновременно задаются пять вопросов, в каждом из которых – 4 варианта ответа. Время на раздумывание – 10 секунд, после чего по команде ведущего обе команды поднимают табличку с буквой, соответствующей одному из вариантов ответа (А, Б, В или Г). Подведение итогов аналогично этапу «Верю – не верю». 4.«Перевёртыши» . (см. «отборочная игра»). 5.«Блиц». Конкурс капитанов. На специальных карточках, написаны известные фразы (изречения, пословицы, строки из песен и т.п.). Но вместо ключевого слова – прочерк. Задача играющих – вставить недостающее слово. На выполнение задания отводится 60 секунд. Подведение итогов аналогично предыдущему этапу. 6.«Суперигра» . (см. «отборочная игра»).